5 апреля 2011 г.

Пять способов управления поведением ребенка.


Два из них имеют позитивный характер, и вы можете использовать их при любых обстоятельствах, два – негативный и могут применяться только при необходимости, а один – нейтрален, но применять его следует с большой осторожностью. Эффективность любого из этих методов напрямую зависит от того, насколько наполнен сосуд детской души положительными эмоциями.
Итак, это:
  • просьба (позитивный),
  • приказание (негативный),
  • мягкое физическое побуждение (позитивный),
  • наказание (негативный),
  • модификация поведения (нейтральный).
Просьба.
Просьба действует на детей успокаивающе, а это особенно важно для исправления поведения. Обращаясь к ребенку с просьбой, вы адресуете ему множество других, подразумеваемых посланий, таких, как, например: “Я уважаю твое мнение по этому поводу” или “Я знаю, что тебе это не безразлично и ценю твои чувства”. И самое ценное – то, что вы даете понять ребенку следующее “Я надеюсь, что ты сам будешь отвечать за свое поведение”. Ваш сын или дочь могут взять на себя ответственность, как только вы дадите им такой шанс.
Если же одних просьб оказывается недостаточно, следует прибегать к приказаниям.
Приказания.
Приказания как негативный способ воздействия допустим лишь в тех случаях, когда просьбы не действуют. Приказания могут спровоцировать в ребенке гнев и неповиновение. Повелевая ребенку сделать что-то и не оставляя ему никакого выбора или шанса для дискуссии, вы даете ему понять, что его мнение по данному вопросу не имеет значение. Вы также демонстрируете, что берете всю ответственность на себя. Чем чаще вы прибегаете к авторитарным методам, например, приказанию, обличению (пилению) или крику, тем менее эффективно вы действуете. Если вы взяли за правило обращаться к ребенку с доброжелательной просьбой, тогда периодические приказания будут вполне оправданы.
Как родитель, вы обладаете большой властью, которая, однако, не безгранична. Поэтому нельзя безрассудно расходовать ее в постоянных негативных проявлениях, иначе у вас ничего не останется на тяжелые критические ситуации в будущем.
Нужно помнить, что больше всего дети боятся вашего гнева и неодобрения. Когда вы заручаетесь их любовью и благодарностью, они никогда не забудут вашей доброты и любви, всегда будут признательны вам.
Мягкое физическое воздействие.
Этот метод особенно эффективен в младшем возрасте, но хорошо действует и на более старших детей. Он уместен там, где нарушение правил поведения не очень серьезно, где есть возможность оставаться в позитивных рамках. Этот способ особенно хорош для двух-трехлетних малышей, которые в соответствии со своими возрастными особенностями совершенно естественно говорят “нет” на любую просьбу. К примеру, вы говорите своей маленькой дочери: “Подойди, пожалуйста, к маме” и слышите в ответ “нет”. Если вы перейдете к приказному тону и потребуете: ”Иди сейчас же сюда!”, вы опять можете услышать “нет”. В этот момент вы почувствуете сильное искушение наказать малышку, но это было бы большой ошибкой. Однако вы можете легко справиться с этой совершенно нормальной ситуацией, применив мягкое побуждение к действию, то есть сами подведете ребенка к себе.
А если ваш ребенок отказывается повиноваться? Если вы после использования трех предыдущих методов все равно сталкиваетесь с непослушанием? Вы не должны мириться с этим. В этой ситуации не остается ничего другого, кроме как использовать наказание.
Наказание.
Это самый негативный способ, самый трудноисполнимый способ управления поведением ребенка. По четырем причинам.
  1. Наказание должно быть адекватно проступку. Это особенно важно для детей, которые обладают обостренным чувством справедливости.
  2. Наказание эффективное для одного ребенка, может совершенно не подействовать на другого.
  3. Суровость наказания в конкретный момент обычно зависит от настроения и самочувствия родителя.
  4. К выбору наказания нужно подходить с учетом возраста и уровня развития ребенка.
  Но каким бы трудным ни был для вас выбор времени и способа наказания, он всегда должен быть оправданным и осмысленным. Здесь может помочь предварительное обдумывание своих возможных действий. Если маленький ребенок ведет себя плохо, тотчас задайте себе вопрос, не страдает ли ваш ребенок от какого-нибудь физического недуга. Не голоден ли. Не испытывает ли жажду и т.п. Спросите себя, не является ли его поведение выражением обычного младенческого негативизма. Если на все эти вопросы вы даете отрицательный ответ, тогда задайте следующий вопрос: “Может это непослушание?” Неповиновение, открытый протест против родительского авторитета – это то, с чем нельзя мириться. Вы должны постоянно удерживать контроль над ситуацией и по мере надобности корректировать поведение ребенка. Тем не менее, не следует преувеличивать роль наказания. Ваша цель в том, чтобы сломить неповиновение. Но делать это надо осторожно, при минимальном расходе вашего авторитета и власти. Нужно пользоваться своей властью только ради блага других людей, а не ради демонстрации своего неудовольствия. Если ваши дети увидят нашу мудрость, они будут учиться мудрости у нас.
Приучать к дисциплине – значит наставлять на правильный путь. Чем дисциплинированнее ребенок, тем меньше необходимости в его наказании. Главное - не наказание ребенка, а его душевное здоровье. Есть много прекрасных детей, которых наказывают и которых не наказывают. Главное в том. Чувствует ли ребенок себя безусловно любимым, и насколько правильно его воспитывают.
Физическое наказание допустимо, если оно не вредит ребенку и не ранит его сердце, если оно применяется как последнее средство и не сопровождается родительским гневом.
Модификация поведения.
Модификация или изменение поведения стоит на последнем месте в списке методов управления поведением ребенка. Она включает позитивное поведение (привнесение в окружающую среду позитивного фактора), негативное воздействие (удаление из этой среды позитивного фактора) и наказание (привнесение негативного фактора). В некотором смысле, модификационный подход нейтрален, поскольку предполагает как позитивные, так и негативные элементы. Однако, этот “нейтральный ”подход, если ему отводить первое место в процессе дисциплинирования, чреват серьезными осложнениями:
  • он может препятствовать проявлению безусловной родительской любви;
  • он может способствовать формированию у ребенка эгоистических мотивов типа “А какая мне от этого выгода?”
Модификационный метод следует использовать осторожно и вдумчиво. Если родители злоупотребляют им, ребенок не чувствует себя любимым, и прежде всего потому, что в основе этого подхода заложена условность: ребенок получает награду только при условии определенного поведения. Данный метод не учитывает эмоциональные потребности ребенка, препятствует раскрытию безусловной любви родителей.
Если вы используете модификационный метод, приучая ребенка к дисциплине, то вы сталкиваетесь с еще одной опасностью: если родители слишком часто прибегают к нему, то их ребенок учится использовать этот метод в своих интересах. Он будет делать то, что от него требуют, только с целью получить желаемое. Все это приводит к манипулированию другими людьми.
Иногда этот метод может быть довольно успешно использован. Например, если при дурном поведении у ребенка отсутствует чувство вины и раскаяния. Если вы наказываете ребенка, который и без того сожалеет о своем поступке, вы не только теряете редкий шанс открыть ему прощение, как один из величайших даров вашей жизни, но и препятствуете формированию у вашего ребенка здоровой совести. Когда ваш ребенок по-настоящему сожалеет о своем плохом поступке – это повод для радости, это значит, что совесть у вашего ребенка жива и действует. Прощая своих детей, когда они по-настоязему раскаиваются, вы учите их прощать и преподаете практический урок прощения.

Материал подготовила Greatdream

Комментариев нет:

Отправить комментарий