19 октября 2011 г.

Есть ли место в жизни ребенка для религии?


"Очищение Ума", автор Хазрат Инайат Хан
"Обучение ребенка раннего возраста"

.Есть ли место в жизни ребенка для религии? Ответ таков: самое лучшее время заронить зерно религии в душу ребенка – это детство, ибо это время, когда ангельские качества все еще свежи, а качества джиннов еще только начинают развиваться. Каким же образом научить ребенка религии?
Древнейший урок о Боге-идеале, который давали все пророки и учителя и который всегда останется наилучшим из всех, – дать ребенку идею Бога: Бога доброты, Бога красоты, Бога сострадания, Бога любви, Бога гармонии. Если в ребенке заложена духовная наклонность, она проявится уже в возрасте пяти лет. Любовь к молитве, например, любовь к Богу-идеалу, чувство святыни, почтение к религии – может показаться, что это было у ребенка всегда, что он родился с этим.



Порой религиозные, благочестивые и духовные свойства отчетливо видны в ребенке, который перерастает из младенчества в детство. Духовная тенденция является врожденной, и, когда она проявляется в ребенке, следует знать, что ребенок принес ее свыше. Очень часто ребенок более отзывчив на понятие Бога-идеала, чем взрослый, потому что взрослый человек, поглощенный мирскими делами, потерял идею Бога. Он имеет мир перед собой. Перед ребенком мир еще не открыт, и поэтому ребенок скорее способен воспринять идею Бога, чем взрослый. А когда такая возможность потеряна, то, повзрослев, человек ощущает, что чего-то недостает в его жизни, он думает: "Если бы я знал о Боге, было бы намного лучше". Однако теперь уже поздно; теперь ему трудно постичь Бога, ибо семя не было брошено в нужное время.

Бесчисленно количество душ, которые из-за того, что их родители вовремя не дали им идею Бога, сталкиваются с огромными трудностями, пытаясь постичь его в себе; и в то же время душа постоянно ищет его. Однако воспитателю следует быть особенно осторожным, чтобы не заронить в душу ребенка семя нетерпимости вместе с религиозным идеалом. Если он это сделает, ребенку будет нанесен огромный вред. Под словом "нетерпимость" имеется в виду вот что: поначалу человек верит в Бога – это благословенное время; по мере того как он развивается в мирской жизни, он вступает в битву за Церковь, которая тогда становится его основной идеей; а когда он еще больше развивается, он начинает презирать другие верования. Таким образом, человек заходит все дальше и дальше; именно такое развитие называется нетерпимостью. Если на ребенка с детства оказывать воздействие в таком духе, то основная задача будет провалена. Главная цель религии – поднять ребенка до высшего идеала; этого можно достичь, дав ему ключ к религии, и этот ключ – Бог-идеал.

Воспитателю следует приложить все усилия, чтобы не давать ребенку чересчур тяжелой пищи в форме религии, которую он не в состоянии переварить. Очень часто встречаются воспитатели, полные философской идеей, обладающие особым воззрением на религию, имеющие этическую концепцию религии, которые желают вдохновить ребенка в этом возрасте. Однако таким образом они лишь нанесут вред, потому что вместо того, чтобы дать начальный урок, они дают урок, слишком сложный для ребенка, и все это потеряно. Это все равно что дать слишком много воды растению – оно умрет от этого потока, который оно не может усвоить. Есть очень много воспитателей, что говорят философским языком с ребенком, потому что их философская концепция настолько переполняет их, что они хотят вылить часть ее на ребенка; однако, если ребенку станет ее слишком много, он просто забудет ее. Мы должны стать детьми с ребенком, чтобы его воспитать. Мы должны говорить на его языке и мы должны дать ему только то, что он сможет понять.

Однажды кормилица пришла ко мне и сказала: "Этот ребенок задает удивительные вопросы, на которые я не могу ответить". Я спросил: "Какие же это вопросы?" и она ответила: "Когда ребенок собирался произнести вечернюю молитву перед тем, как лечь спать, он спросил меня: "Если Бог на небесах, там наверху, то почему я должен низко кланяться к земле?" Кормилица была очень растеряна; она не нашла, что ответить; но если бы ребенку не ответили, то с этого момента вся его вера ушла бы, ведь это то самое время, когда душа начинает вопрошать жизнь и ее тайну. Я спросил ребенка: "Что ты сказал?" Дитя объяснило мне, и я сказал: "Да, Бог на небесах, но где же Его ноги? На земле. Склоняясь к земле, ты прикасаешься к Его ногам". Это дало ему объяснение, что, хотя голова Бога в небесах, ноги Бога стоят на земле; и поэтому, касаясь земли, он прикасается к ногам Бога. Ребенок был полностью удовлетворен.

Очень часто дети бывают на грани потери веры, ведь их вера подобна молодому растению, маленькому саженцу, показавшемуся из земли; и если ее не оберегать как следует, она может быть моментально уничтожена. Поэтому здесь следует быть весьма осмотрительным. Не имеет значения, когда взрослый верит сегодня, а завтра отказывается от веры. Это ничего не значит, потому что его вера была ничто. Но вера ребенка – это нечто совершенно другое. Это нечто серьезное. У него нет сомнений; если он верит, он верит серьезно, и потому его вера – истинная вера. Если такую веру разрушить – это ужасно жалко и это огромная потеря.

Однажды ребенок пришел к своему воспитателю совершенно ошеломленный, потому что один мальчик сказал ему: "Ты что, веришь в Санта Клауса? Если так, то это неправильно, потому что такого Санта Клауса никогда не было". Ребенок был очень растерян, а ведь он только что написал письмо Санта Клаусу перед Рождеством. И вот в таком великом отчаянии он пришел к воспитателю и спросил: "Правда, что Санта Клаус существует, или это неправда?" Теперь представьте, что воспитатель сказал бы ему: "Это правда". Тогда через четыре-пять лет ребенок пришел бы к нему и сказал: "Нет, это неправда". А если бы он сказал: "Нет, это не так". Тогда вся вера ребенка была бы полностью разрушена. Он полностью изменился бы, если бы воспитатель ответил: "Нет, это неправда". Одно слово "нет" способно искоренить всю невинную религиозную веру в сердце ребенка. Но воспитатель сказал ему: "Помни: все, что разум может постичь, существует. Если этого не существует на физическом плане, то оно существует в сфере разума. Поэтому никогда не говори, что это не существует. Тому, кто скажет тебе, что это не существует, скажи, что это существует в сфере разума", – и ребенок был потрясен таким ответом.

Ребенок может помнить такой ответ всю свою жизнь. Если ребенок так разовьется, что будет касаться небес, он и тогда будет верить в это. Никогда в жизни ему не придется говорить: "Я в это не верю", – и в то же время это вера осязаемая. Он может никогда не говорить: "Это не существует, это нереально". Он может сказать: "Это реально", – будучи ребенком и когда станет взрослым.

Лучше всего держать ребенка в неведении относительно всех рассказов о привидениях, и делать это как можно дольше. Рассказы о привидениях оказывают огромное впечатление на ребенка и страшно интересуют его, и тем самым ум его идет в ином направлении, неподходящем для него. Лучше всего избегать разговоров о привидениях и духах, а также о дьяволе. А самый удобный прием избежать этого – превратить это в шутку. Остроумный ответ, который обратит мысль ребенка о привидениях в шутку, будет самым подходящим. В то же время утверждать, что привидений или дьявола не существует вовсе, – значит взять на себя огромную ответственность, это значит отрицать то, что записано в Библии и других священных книгах, и это может сделать ребенка неверующим так, что, когда он вырастет, он не будет верить ни во что.

Существенно необходимо, чтобы еще в детстве ребенку было преподано религиозное учение. Если воспитатель не в состоянии обсуждать религиозные аспекты с ребенком, лучше не пытаться, но воспитать у ребенка привычку сидеть в тишине некоторое время, направляя мысли свои к высшему идеалу – Богу.

Предназначением Христа было дать человечеству идеал Бога, Бога как Небесного Отца. А в чем была причина? Причина состояла в том, что это постижимо. Даже ребенок может понять эту идею: Отец, Небесный Отец, настоящий Отец. Кроме того, все разные имена, которые пророки и учителя дали Богу, на самом деле не присущи ему; это было сделано лишь для того, чтобы заставить людей понять. Их умы могли постичь только такие имена: Судия, или Творец, или Высшее Существо, или Властитель Судного Дня. Это – не имена Бога; все имена, данные Ему, не являются именами Бога. Бог не может быть ограничен этими именами; они слишком малы для Бога. Все же в то же самое время – это лучшее, что можно предпринять, дабы сделать идеал Бога настолько конкретным для ума, насколько это возможно. Какая это сила, какая помощь ребенку – думать с раннего детства, что есть Друг, неведомый, невидимый; быть в состоянии сказать: "Есть Он, кто слышит мои молитвы. Он, который в моих бедах и трудностях может пребывать со мной, Он, чьего благословения я прошу, Он, который меня защищает, Он, подобный моим матери и отцу и все же неведомый, невидимый". Даже если ребенок не сможет это объяснить самому себе, все же он будет бессознательно чувствовать это как поддержку изнутри. Он будет чувствовать, что он может выстоять с этой поддержкой – поддержкой столь великой, что независимо от того, есть у ребенка родители или нет, при всех обстоятельствах, он может чувствовать: "Есть Он, кто всегда здесь, со мной". И если этот идеал будет построен с детства мудрыми воспитателями, то он будет помогать ребенку всю его жизнь.
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/319317.html#cutid1

Комментариев нет:

Отправить комментарий